Заболевания

Аутизм

Что такое аутизм? Как отличить его от обыкновенной замкнутости и других патологий?

Один из самых удачных образов ребенка, страдающего аутизмом, показан в фильме «Проект Меркурий». Мальчик Саймон замкнутый, живущий в собственном мире, необщительный, он не способен справиться с элементарными бытовыми задачами, предпочитает монотонную деятельность, он не может полноценно общаться, смотреть в глаза собеседнику. В фильме малыш легко решает сложные математические и логические задачи, однако, в реальной жизни у детей, страдающих аутизмом, часто выражено снижение интеллекта. Также для этих детей характерно нарушение чувства самосохранения, что требует постоянного надзора.

У таких детей часто присутствуют страхи, тревожность, двигательная и эмоциональная обеспокоенность.

Распространенность этого заболевания составляет 6 на 1000 человек, причем у мальчиков подобное состояние встречается в 4 раза чаще, чем у девочек, это связано с тем, что головной мозг мальчиков созревает немного позже, тем самым он острее реагирует на проблемы во время беременности или родов.

Аутизм развивается не только в связи с генетическими проблемами, но и с такими факторами как возраст отца или матери старше 40 лет, низкий вес при рождении, преждевременные роды, гипоксия в родах (недостаточность снабжения тканей кислородом). Также в развитии аутизма участвуют инфекционные заболевания, тяжелые металлы, растворители, выхлопы дизельных двигателей, некоторые химические соединения (фенолы, флататы), алкоголь, курение, наркотики, вакцины, стресс во время беременности.

Нейрофизиологи предполагают, что частью механизма является нарушение развития мозга вскоре после зачатия. Затем, уже имеющаяся проблема вызывает каскад патологических взаимодействий под влиянием факторов внешней среды. И если исключить некоторые из них, то возможно ребенок родится без проявлений аутизма.

Лечение аутизма не дает полноценного восстановления, так как ни один из терапевтических методов не имеет местного влияния на пораженные области центральной нервной системы (головной мозг).

Классическое обследование детей включает ЭЭГ (электроэнцефалография), РЭГ (реоэнцефалорафия), УЗДГ (ультразвуковая допплерография), МРТ (магнитнорезонансная томография), консультации невролога, психиатра, логопеда, психолога. Большинство детей признается инвалидами, не подлежащих воспитанию в дошкольных учреждениях, а далее и обучению в школе.

Как уже было сказано выше, такие дети замкнуты, живут в своем мире. Исключение воспитания их с другими детьми еще больше блокирует адаптацию их в нашем мире, еще больше инвалидизируя.