Заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР)

Следует понимать, что задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств.

thumb_SS36001

Признаки значительной задержки речевого развития

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

  1. Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  2. Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  3. Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  4. Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  5. Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  6. Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  7. Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  8. Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  9. Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  10. Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

Если речь ребёнка малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР).

Причины задержки речевого развития (ЗРР) и психоречевого развития (ЗПРР)

К нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.

У детей костная система очень тонкая и подвижная. Череп новорожденного представляют собой неокостеневшие, частично хрящевые образования, соединенные между собой легко подвижными швами, благодаря которым, в момент прохождения по родовым путям, череп новорожденного изменяет свою форму, за счет того, что косточки смещаются относительно друг друга.

Часто повреждается не только череп, оболочки мозга, мозг, но и шейный отдел позвоночника. Отсюда может страдать иннервация мышц всего тела. Отсюда - проблемы с крупной и мелкой моторикой, с походкой. Может развиться клиника детского церебрального паралича.

При патологических родах страдает не только череп и мозг, может пострадать вся соединительная ткань. Тогда проблема будет носить общий характер. Функциональное состояние центральной нервной системы, качество работы мозговых процессов (возбуждение и торможение) очень сильно зависит от того, в какой среде находится мозг. Мозг в норме, в черепе, находится в идеальных условиях, как бы поддерживается в невесомом состоянии за счет нормального давления и удельного веса спинномозговой жидкости. А циркуляция спинномозговой жидкости сильно зависит от состояния черепа. Травма черепа может возникнуть не только при патологических родах, но и при бытовых травмах. Дети могут удариться головой. Иногда даже легкий подзатыльник может вызвать ряд нарушений.

Наиболее частая причина отставания в развитии — нарушение питания головного мозга из-за гипоксии (дефицита кислорода). Это может сопровождаться уменьшением поступления крови (ишемия), когда страдает обеспечение глюкозой и другие обменные процессы.

При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются.

Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно.

У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

В раннем возрасте мышление и память, речь и моторные навыки более тесно связаны друг с другом, а в старшем возрасте более независимы. Клиническая картина задержки развития зависит от возраста ребенка.